Тема педагогического опыта:

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».

Литературный обзор состояния вопроса

 

Дошкольники – прирожденные исследователи. 

И этому подтверждение их любознательность, 

постоянное стремление к эксперименту, желание 

самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Задача педагога – не пресекать, а наоборот, активно помогать.

Н.Н. Поддьяков

История темы педагогического опыта в педагогике

      В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы.Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.  Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В.Дыбина, O.Л Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет акСтуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных  интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.А с введением ФГОС ДО в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. 

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:                                                                   

 - уметь видеть проблему и ставить вопросы;                                                        

 - уметь доказывать;                                                                                               

- делать выводы;                                                                                                              

 - высказывать предположения и строить планы по их проверке.             

    Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

История  изучения темы передового педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.           

 Ежедневно в своей практической деятельности мы используем приемы и методы экологии. Но мною было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно - следственные связи рассматриваемого явления.  Изучив передовой педагогический опыт работы педагогов муниципального образования Новокубанского района, такие как:  - работа Литвиненко Иринины  Викторовны, воспитателя МДОБУ №1 по теме: «Развитие воображения и творческих способностей дошкольников», работа Лазаренко Светланы Николаевны, воспитателя МДОБУ №15 по теме: «Использование мнемотехники при ознакомлении детей с сезонными явлениями Краснодарского края»; работа Ремизовой Светланы Владимировны, воспитателя МДОБУ №12 по теме: «Обогащение восприятия окружающего мира как фактора воспитания духовной культуры дошкольников».Я пришла к выводу, что использование данного метода явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте используется в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обобщить опыт по данному вопросу и разработать собственную методологическую основу по применению данного метода обучения с практическим введением его в деятельность. Для этого мною были проведены ряд следующих процедур:  1. Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьева, » Н.А.Рыжова 2. Проведена собственно разработанная диагностика детей по критериям, важным именно для процесса опытно - экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов.  3. Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно - экспериментальной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Психолого-педагогический портрет группы                                 

  Внедрение опыта работы со старшими дошкольниками проходило в МДОБУ № 13 «Весна» В формировании моего педагогического опыта принимали участие воспитанники старшей группы № 1.  В процессе развития у детей данной возрастной категории постепенно углубляются  знания, развиваются умственные способности, формируется отношение  к окружающему миру, происходит становление личности.    В этом возрасте развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Дети уже могут делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы -преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии. Это ведет к появлению волевых усилий для достижения поставленной цели.Одним из мотивов  может быть поиск ответов на свои вопросы, ведь дошкольники вступают в возраст «почемучек». Теперь уже ребенок начинает понимать, что предмет не так прост, как ему казалось раньше, и  начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Эту особенность детей я решила использовать в познавательном  развитии дошкольников.  Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные:  Проанализировав в целом результаты мониторинга, я пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления. Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализировании материала.        

Актуальность педагогического опыта .

Современный выпускник дошкольного учреждения должен не только хорошо владеть знаниями, умениями, навыками в рамках образовательной программы, но и ориентироваться в образовательных ситуациях. Для этого мы должны научить его уметь находить пути решения возникающих вопросов, искать информацию, выбирать варианты действий. Именно применение методов детского экспериментирования как средство развития познавательной активности дошкольников помогает развивать в детях способность:к осмыслению своей деятельности;                    

   -к целеполаганию;                                                            

 -к самообразованию и самоорганизации;                                                                        

-к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;                                                                                                             

-делать выбор и принимать решения пусть еще простые. Так же мною были поставлены цели и задачи детского экспериментирования, как средство развития познавательной активности дошкольников.                         

Цели:

  • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
  •  Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  •  Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух -- его давление и сила; Почва -- состав, влажность, сухость.
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  •  Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  •  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  •  Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
  •  Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
  •  Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы - делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Дети 5-6 лет это «почемучки», готовые к сотрудничеству со взрослыми. Им интересно самим или с помощью взрослого изучить предмет, обсудить его свойства, высказать свое мнение. В этих случаях именно метод эксперимента становится наиболее актуальным для развития познавательной активности дошкольников. Экспериментирование всегда ориентировано на самостоятельную деятельность ребенка – индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. И эта деятельность всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, это практический – конкретный результат, готовый к внедрению.
Итак, 
актуальность  детского экспериментирования, как средство развития познавательной активности дошкольников для современного дошкольного образования определяется его направленностью на самостоятельное, практическое добывание знаний и практическое применение умений и навыков, а также возможностью его внедрения  в процесс интеллектуального развития дошкольников, в ходе которого наряду с освоением дошкольниками  базовых знаний и ключевых компетенций происходит  многостороннее развитие растущей  личности.Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.  Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Под дьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.              Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что - то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду

 Научность в представляемом педагогическом опыте

 Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики. Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В нашей работе мы опирались на основные принципы и методы в педагогике. Нами была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина, Т. Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афаасьевой и пр.     Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Эксперименты бывают:

  •  индивидуальные или групповые
  •  однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:

  •  констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление),
  •  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
  • обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детейДетское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух), нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).    В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Результативность  в представляемом педагогическом опыте

В начале проведения опыта работы мною были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  •  Обогатить предметно - развивающую среду в группе.

      Так же пополнить научно - методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.    - Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной  деятельности, я решила адаптировать практический    материал к    условиям  нашего детского сада.      Описанные выше технологии и методики, позволяют  чётко скорректировать работу с каждым ребёнком и добиться положительной динамики развития. С целью реализации намеченных задач по использованию дидактических игр в ознакомлении детей с родным краем, а также с целью изучения проявлений детьми нравственных качеств, таких как трудолюбие, коллективизм, гуманность, патриотизм было проведено  исследование. Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

  Совместная экспериментальная деятельность проводится  один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут. Также ведется индивидуальная работа с  детьми во второй половине дня, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

          Новизна (иновационность)  представляемого педагогического опыта.

 Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников. заключается в комплексно-интегрированном подходе и сочетании научности и доступности дидактического  материала в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Созданы все  условия для ознакомления дошкольников с родным краем  посредством дидактических игр.     Усовершенствована система работы с родителями путём сотрудничества и приобщение родителей к активному участию в формировании нравственных качеств ребенка .

  Определены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию знаний о родном крае у старших дошкольников, средствами дидактических игр.

   Применены и  разработаны дидактические игры для ознакомления   старших дошкольников с родным краем;

    Опыт работы представляет практический интерес для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений:

- в использовании технологических подходов в организации и реализации  «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под ред.  Васильевой М.А. с учетом ФГОС ДО;

- в использовании методов и приемов в процессе совместной деятельности взрослых  с детьми по воспитанию нравственных качеств.

ВЫВОД

Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.  Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.