Образовательная деятельность детей  по экспериментальному  исследованию.
Тема:«Магнит творит чудеса».

Возрастная группа: старшая группа 

 

Задачи: 
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.

Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление

Образовательные:
Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
Развивать коммуникативные навыки.

 

Оборудование и материалы:
Демонстрационный: фланелеграф  для  результатов  эксперимента; ноутбук, экран-проектор , диск с мультфильмом.

 

Раздаточный:
железные, пластмассовые,  деревянные, резиновые предметы, кусок ткани,  бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой,  , подносы  для раздаточного материала,  , бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с  портновской иглой для мачты и парусом из клеенки;    шапочки и халаты волшебников.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Ход образовательной  деятельности :

Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Одеваем специальную одежду  сегодня мы будем работать в лаборатории в которой ставят опыты. Сейчас я вам покажу фокус. (воспитатель показывает фокус)
1.Берется небольшой металлический предмет. Главное — чтобы избранный для фокуса предмет взаимодействовал с магнитом. 
2.Надо садиться за стол. Левую руку убираем под стол (в ней я держу магнит), а правой, для отвлечения внимания, аккуратно положу на середину стола наш металлический предмет (пусть это будет шарик). Надо показать детям, что шарик не закреплен, и что он может свободно перемещаться по столу.
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
В центре круга соберемся дружно.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг 
Вместе за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!
- Посмотрите, у нас на столе появилась  шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?    
Дети: Магнит. 
- Вам всем знаком этот камень?
Дети: да.
-  Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени  Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что  босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
- Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас  исследовать свойства  магнита. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. Волшебство начинается.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит. Приступайте! Опыт №1
- Расскажите, что вы делали и что у вас получилось?
-  Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).  
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.
Опыт №2 
Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3 
Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите. 
Дети: Магнит действует через ткань и железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4 
Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый  поднос.
- Проводив опыты вы что узнали?
Дети: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Физкультминутка 
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. 
Продолжаем наше путешествие. Мы сейчас пойдем на рыбалку.
Игра-опыт Магнитный кораблик.
Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик,  таз с водой.
Ход опыта:
- Что нового вы сегодня узнали о магните? 
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь  бумагу, ткань, стекло, картон, дерево, магниты притягиваются друг к  другу, магнит действует на расстоянии.
- Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: магнитные буквы, держатели, магнитная игра..
     Вы хорошо сегодня поработали,  много узнали ..  А что интересного вы узнали.?