Образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию.
Тема:«Магнит творит чудеса».
Возрастная группа: старшая группа
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление
Образовательные:
Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
Развивать коммуникативные навыки.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: фланелеграф для результатов эксперимента; ноутбук, экран-проектор , диск с мультфильмом.
Раздаточный:
железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, , подносы для раздаточного материала, , бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из клеенки; шапочки и халаты волшебников.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход образовательной деятельности :
Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Одеваем специальную одежду сегодня мы будем работать в лаборатории в которой ставят опыты. Сейчас я вам покажу фокус. (воспитатель показывает фокус)
1.Берется небольшой металлический предмет. Главное — чтобы избранный для фокуса предмет взаимодействовал с магнитом.
2.Надо садиться за стол. Левую руку убираем под стол (в ней я держу магнит), а правой, для отвлечения внимания, аккуратно положу на середину стола наш металлический предмет (пусть это будет шарик). Надо показать детям, что шарик не закреплен, и что он может свободно перемещаться по столу.
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
В центре круга соберемся дружно.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!
- Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?
Дети: Магнит.
- Вам всем знаком этот камень?
Дети: да.
- Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
- Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. Волшебство начинается.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит. Приступайте! Опыт №1
- Расскажите, что вы делали и что у вас получилось?
- Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.
Опыт №2
Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань и железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4
Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
- Проводив опыты вы что узнали?
Дети: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Продолжаем наше путешествие. Мы сейчас пойдем на рыбалку.
Игра-опыт Магнитный кораблик.
Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик, таз с водой.
Ход опыта:
- Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, дерево, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
- Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: магнитные буквы, держатели, магнитная игра..
Вы хорошо сегодня поработали, много узнали .. А что интересного вы узнали.?