Основное содержание ФГОС ДО вступивших в силу с 1 января 2014г.
Наименование раздела |
Основное содержание |
I раздел Общие положения |
Цели Стандарта |
Принципы дошкольного образования |
|
Задачи дошкольного образования |
|
Структура Стандарта |
|
II раздел Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму |
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, должна быть направлена на решение задач дошкольного образования |
Структурные подразделения (группы) в одной Организации могут реализовывать разные Программы |
|
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ |
|
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие |
|
Детально прописаны задачи каждой образовательной области |
|
Приведён перечень различных видов деятельности –сквозных механизмов развития ребёнка для: младенческого возраста (2 месяца – 1 год), раннего возраста (1 год – 3 года), дошкольного возраста (3 года – 8 лет) |
|
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: ü предметно-пространственная развивающая образовательная среда; ü характер взаимодействия со взрослыми; ü характер взаимодействия с другими детьми; ü система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому |
|
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма, части, формируемой участниками образовательных отношений, не менее 40% |
|
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Детально раскрывается содержание каждого раздела, в том числе особенности организации коррекционной работы и /или инклюзивного образования |
|
Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации, доступной для ознакомления родителям (законным представителям) детей |
|
III раздел Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования |
Включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим финансовым условиям требования к развивающей предметно-пространственной среде |
Принципы дошкольного образования являются основой для психолого-педагогических требований и должны стать профессиональными компетентностями педагогов дошкольных образовательных организаций. · раскрываются особенности использования педагогической и психологической диагностики (мониторинга); · особенности организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ); · акцентируется открытость содержания и организации образовательной деятельности для всех участников образовательного процесса; · подчёркивается необходимость соответствия максимально-допустимого объёма образовательной нагрузки Программы СанПиН 2.4.1.3049-13 |
|
Требования к развивающей предметно-пространственной среде Организации, Группы, участка. Основные характеристики: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. |
|
Требования к кадровым условиям Должностной состав и количество работников определяются целями и задачами программы, а также особенностями развития детей. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам должностей работников образования. При работе в группах для детей с ОВЗ могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми с ОВЗ |
|
Требования к материально-техническим условиям включают: соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; соответствие правилам пожарной безопасности; требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями; оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению Программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)) |
|
Требования к финансовым условиям Финансовые условия должны: ü обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; ü обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей; ü отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования |
|
IV раздел Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования |
Представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Программа не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Даны целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Конкретизировано применение требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования участниками образовательных отношений |
Типичные ошибки педагога или
«Что может помешать мне внедрять ФГОС ДО?»
Причины |
Последствия |
ОШИБКА № 1 Ответы «за детей» |
|
-Педагог не учитывает причины молчания ребенка (тип темперамента, ведущую сенсорную систему, возможность паузы) -Педагог не понимает, что ребенок может молчать из-за того, что не понял вопроса взрослого -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Потеря детской инициативы в высказываниях -Несформированность у ребенка умения слышать вопрос -Несформированность у ребенка умения доносить собственную точку зрения (доказательность речи) |
ОШИБКА № 2 Ориентация только на первые правильные ответы детей |
|
-Педагог боится услышать неправильные ответы детей и не суметь на них среагировать -Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их не чему не научила» -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Не все дети понимают происходящий диалог -Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего остальным ребятам, почему его ответ признан правильным) |
ОШИБКА № 3 Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих реальной жизни (победа «дружбы» в соревнованиях детей старшего дошкольного возраста и т.д.) |
|
-Педагог привык так делать -Педагог боится детских конфликтов -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-У детей не формируется социальная позиция «победителя» и «проигравшего», что в дальнейшей жизни будет откладывать отпечаток на его поведенческие реакции -У детей формируются «двойные стандарты», т.е. «в садике я говорю одно, а в жизни я поступаю иначе». |
ОШИБКА № 4 Отсутствие педагогического экспромта (умение «уйти» от плана по запросу детей) |
|
-Низкий профессионализм педагога -Педагог боится не выполнить запланированные виды работы -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Дети являются пассивными участниками происходящего мероприятия, вследствие чего у них может сформироваться мнение, что от ни ничего не зависит -Потеря детской инициативности |
ОШИБКА № 5Многократное повторение своего вопроса для детей |
|
-Педагог сомневается в том, что ребенок может его понять с первого раза -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Несформированность у ребенка умения слышать вопрос с первого раза -Затягивание времени образовательного мероприятия -Несформированность у ребенка умения слушать другого человека. |
ОШИБКА № 6 Многократное повторение ответов вслед за детьми |
|
-Педагог не умеет «держать паузу» -Педагог сомневается в том, что ребенок может понять с первого раза ответы сверстников -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Затягивание времени образовательного мероприятия -Несформированность у ребенка умения слушать другого человека, т.е. коммуникативной компетентности |
ОШИБКА № 7 Предупреждение детской ошибки, затруднения |
|
-Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их не чему не научила» -Педагог боится услышать неправильные ответы детей и не суметь на них среагировать -Низкий профессионализм педагога (отсутствие знания о «зонах ближайшего и актуального развития») -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Ребенок вновь и вновь повторяет свою ошибку, т.к. она не становится его опытом -У ребёнка не формируется умение фиксировать свое затруднение, анализировать его причину и планировать собственную деятельность по его устранению -Ребенок «топчется» на одном месте и не продвигается к зоне ближайшего развития |
ОШИБКА № 8 Готовность отвечать на все детские вопросы |
|
-Педагог считает, что нельзя признаваться в том, что чего-то не знает -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Нарушения принципа научности в ответах -Несформированность у детей умения самостоятельно добывать информацию и планировать свою деятельность в этом направлении |
ОШИБКА № 9 Категорическая педагогическая оценка («правильно» - «неправильно», «вы все молодцы» и т.д.) |
|
-Педагог привык так делать -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения |
-Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего собственную точку зрения, возможность самому найти ошибку в своих ответах в процессе его объяснения всем остальным ребятам) -Потеря детской инициативы в размышлениях и высказываниях, т.к. «все равно уже Маша сказала правильно» -Непонимание ребенка, почему его «приравнивают» ко всем остальным и возможная обида на педагога и сверстников |
ОШИБКА № 10 …………………. |
|
Найдите ее в собственной деятельности и пытайтесь исправить всеми силами! Помните, осознание собственного несовершенства – первый шаг к саморазвитию! |
«В копилку педагога» (практические советы)
Программные задачи |
||
Цель |
всегда одна!!! |
|
Задачи |
должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех |
|
образовательные |
Примерные формулировки образовательных задач ОД по сообщению нового знания: «Актуализировать знания детей о ……» «Создать условия для получения детьми знания о …..» «Мотивировать детей к самостоятельному изучению …» «Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о ..» «Сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения» |
Примерные формулировки образовательных задач ОД тренировочного и итогового характера: «Актуализировать знания детей о ……» «Расширить знания детей о…. через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности» «Дать возможность применить на практике полученные знания о…» «Закрепить в самостоятельной деятельности умение ….» |
|
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола: |
|
Развивающие
|
сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола: |
-если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой-либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать…», «совершенствовать…» и т.д. |
воспитательные |
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать…..», «воспитывать….» и т.д. |
-если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…» и т.д. |
ход образовательной деятельности (ОД) |
ОД включает в себя следующие основные этапы: - орг. момент; - актуализацию имеющихся знаний; - сообщение цели ОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса; - сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера ОД); - итог ОД. Включение выделенных физминуток в ход ОД необязательно, если в ходе ОД наблюдается постоянная смена видов детской деятельности. |
|
Итог образовательной деятельности (ОД) |
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д. |
|
Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что в сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д. |
||
Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Гриша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание ….», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …., но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д. |