Основное содержание ФГОС ДО вступивших в силу с  1 января 2014г.

Наименование раздела

Основное содержание

I раздел

Общие положения

Цели Стандарта

Принципы дошкольного образования

Задачи дошкольного образования

Структура Стандарта

II раздел

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, должна быть направлена на решение задач дошкольного образования

Структурные подразделения (группы) в одной Организации могут реализовывать разные Программы

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):                          социально-коммуникативное развитие;                                                                                 познавательное развитие;                                                                                                                речевое развитие;                                                          

художественно-эстетическое развитие;                                                                                         физическое развитие

Детально прописаны задачи каждой образовательной области

Приведён перечень различных видов деятельности –сквозных механизмов развития ребёнка для:

младенческого возраста (2 месяца – 1 год),  

раннего возраста (1 год – 3 года),

дошкольного возраста (3 года – 8 лет)

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста:

ü   предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

ü   характер взаимодействия со взрослыми;

ü   характер взаимодействия с другими детьми;

ü   система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма, части, формируемой участниками образовательных отношений, не менее 40%

Программа включает три основных раздела:                                       целевой,

                                                                                                                  содержательный,

                                                                                                                 организационный,

в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Детально раскрывается содержание каждого раздела, в том числе особенности организации коррекционной работы и /или инклюзивного образования

Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации, доступной для ознакомления родителям (законным представителям) детей

III раздел

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования

Включают требования к психолого-педагогическим,                                    кадровым,                                                материально-техническим

                                                                   финансовым условиям                                 требования к развивающей предметно-пространственной среде

Принципы дошкольного образования являются основой для психолого-педагогических требований и должны стать профессиональными компетентностями педагогов дошкольных образовательных организаций.

·                    раскрываются особенности  использования педагогической и психологической диагностики (мониторинга);

·                    особенности организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ);

·                    акцентируется открытость содержания и организации образовательной деятельности для всех участников образовательного процесса;

·                    подчёркивается необходимость соответствия максимально-допустимого объёма образовательной нагрузки Программы СанПиН 2.4.1.3049-13

Требования к развивающей предметно-пространственной среде   Организации, Группы, участка.

Основные характеристики: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Требования к кадровым условиям

Должностной состав и количество работников определяются целями и задачами программы, а также особенностями развития детей.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам должностей работников образования.

При работе в группах для детей с ОВЗ могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с детьми с ОВЗ

Требования к материально-техническим условиям включают:

соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

соответствие правилам пожарной безопасности;

требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями;

оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной средой;

требования к материально-техническому обеспечению Программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы))

Требования к финансовым условиям

Финансовые условия должны:

ü обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

ü обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития детей;

ü отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования

IV  раздел

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Программа не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Даны целевые ориентиры образования в младенческом и  раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Конкретизировано применение требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования участниками образовательных отношений

Типичные ошибки педагога или

«Что может помешать мне внедрять ФГОС ДО?»               

Причины

Последствия

ОШИБКА № 1   Ответы «за детей»

-Педагог не учитывает  причины молчания ребенка (тип темперамента, ведущую сенсорную систему, возможность паузы)                                                                                                              -Педагог не понимает, что ребенок может молчать из-за того, что не понял вопроса взрослого                                                                                                                                                        -Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Потеря детской инициативы в высказываниях                                                            -Несформированность у ребенка умения слышать вопрос                                          -Несформированность у ребенка умения доносить собственную точку зрения (доказательность речи)

ОШИБКА № 2   Ориентация только на первые правильные ответы детей

-Педагог боится услышать неправильные ответы  детей и не суметь на них среагировать

-Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их не чему не научила»

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Не все дети  понимают происходящий диалог

-Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего остальным ребятам, почему его ответ признан правильным)

ОШИБКА № 3

Создание образовательных ситуаций для детей, противоречащих  реальной жизни

(победа «дружбы» в соревнованиях  детей старшего дошкольного возраста и т.д.)

-Педагог привык так делать

-Педагог боится детских конфликтов

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-У детей не формируется социальная позиция «победителя» и «проигравшего», что в дальнейшей жизни будет откладывать отпечаток на его поведенческие реакции

-У детей формируются «двойные стандарты», т.е. «в садике я говорю одно, а в жизни я поступаю иначе».

ОШИБКА № 4  Отсутствие педагогического экспромта   (умение «уйти» от плана по запросу детей)

-Низкий профессионализм педагога

-Педагог боится не выполнить запланированные виды работы

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Дети являются пассивными участниками происходящего мероприятия, вследствие чего у них может сформироваться мнение, что от ни ничего не зависит

-Потеря детской инициативности

ОШИБКА № 5Многократное повторение своего вопроса для детей

-Педагог сомневается в том, что ребенок может его понять с первого раза

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Несформированность у ребенка умения слышать вопрос с первого раза

-Затягивание времени образовательного мероприятия

-Несформированность у ребенка умения слушать другого человека.

ОШИБКА № 6   Многократное повторение ответов вслед за детьми

-Педагог не умеет «держать паузу»

-Педагог сомневается в том, что ребенок может понять с первого раза ответы сверстников

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Затягивание времени образовательного мероприятия

-Несформированность у ребенка умения слушать другого человека, т.е. коммуникативной компетентности

ОШИБКА № 7   Предупреждение детской ошибки, затруднения

-Педагог боится услышать в свой адрес комментарии «она их не чему не научила»

-Педагог боится услышать неправильные ответы  детей и не суметь на них среагировать

-Низкий профессионализм педагога (отсутствие знания о «зонах ближайшего и актуального развития»)

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Ребенок вновь и вновь повторяет свою ошибку, т.к. она не становится его опытом

-У ребёнка не формируется  умение фиксировать свое затруднение, анализировать его причину и планировать собственную деятельность по его устранению

-Ребенок «топчется» на одном месте и не продвигается к  зоне ближайшего развития

ОШИБКА № 8   Готовность отвечать на все детские вопросы

-Педагог считает, что нельзя признаваться в том, что чего-то не знает

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Нарушения принципа научности в ответах

-Несформированность у детей умения самостоятельно добывать информацию и планировать свою деятельность в этом направлении

ОШИБКА № 9

Категорическая педагогическая оценка («правильно» - «неправильно», «вы все молодцы» и т.д.)

-Педагог привык так делать

-Педагог не понимает последствий подобного профессионального поведения

-Потеря развивающего эффекта мероприятия (возможность составления ребенком рассказа-рассуждения, объясняющего собственную точку зрения, возможность самому найти ошибку в своих ответах в процессе его объяснения всем остальным ребятам)

-Потеря детской инициативы в размышлениях и высказываниях, т.к. «все равно уже Маша сказала правильно»

-Непонимание ребенка, почему его «приравнивают» ко всем остальным и возможная обида на педагога и сверстников

ОШИБКА № 10               ………………….

Найдите ее в собственной деятельности и пытайтесь исправить всеми силами!

Помните, осознание собственного несовершенства – первый шаг к саморазвитию!

 

«В копилку педагога» (практические советы)

Программные задачи

Цель      

  всегда одна!!!

Задачи               

должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех

образовательные

Примерные формулировки образовательных задач ОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о ……»

 «Создать условия для получения детьми знания о …..»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о ..»

«Сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач ОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о ……»

«Расширить знания детей о…. через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

 «Закрепить в самостоятельной деятельности умение ….»

 

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

Развивающие

 

 сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

-если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой-либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать…», «совершенствовать…»  и т.д.

воспитательные

- если качество (свойство) не сформировано, то  задача будет начинаться со слов «формировать…..», «воспитывать….» и т.д.

-если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…»  и т.д.

ход  образовательной деятельности (ОД)

ОД включает в себя следующие основные этапы:

- орг. момент;

- актуализацию имеющихся знаний;

- сообщение цели ОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера ОД);

- итог ОД.      Включение выделенных физминуток в ход ОД необязательно, если в ходе  ОД наблюдается постоянная смена видов детской деятельности.

Итог  образовательной деятельности (ОД)

Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что в сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам будет нужно сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Гриша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание ….», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …., но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.