ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному эксперементированию

 «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ХОДЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ ДОМА.

  •   В ванной комнате  разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами  (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.

  •    Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

  •   Уборка комнаты (как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?)

подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

  •   Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

  •   Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

 это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.


 

Памятка для родителей

«Обучение детей наблюдательности на улице»

 

Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.

Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта.

При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.

При переходе проезжей части остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.

Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.

Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большой скорости.

 Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.

Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.

Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!

 

Советы родителям, у которых ребенок переживает

кризисный период

Родители должны понимать:

«Кризис 3-х лет» - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.

В период кризиса 3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мама, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

В этот период малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому если явно видно, что ребенок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.   

Ребенок не просто не соглашается со взрослыми (мамой), он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно», ребенок добивается своего – не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться.

Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.

Если взрослые меняют систему требований, то ребенку трудно понять – почему, и он в отместку твердит «нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считая уже себя самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

Чтобы кризис прошел благополучно, самое главное – любить ребенка такого, каков он есть. 

Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:

Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности.

Не следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

 

Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

 

                     

Умеем ли мы общаться с детьми?

        

Стиль общения родителей и всех взрослых в семье крайне важен. Прежде  чем учить малышей общаться в окружающем мире, примите, пожалуйста, несколько советов, правил, выполнение которых поможет Вам в общении с детьми.

Всегда говорите детям правду, даже когда это вам невыгодно.

Не добивайтесь успеха силой.

Будьте всегда доброжелательны.

Будьте великодушны - умейте прощать.

Не забывайте хвалить детей.

Замечайте и отмечайте малейшие успехи ваших детей.

Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

Не с  грубости начинайте общение, а с радости.

Когда говорите с ребенком, смотрите ему в глаза.

 Не  убивайте в детях сказку.

 Лучшее воспитание – побуждение малыша к размышлению.

 Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.

 Признавайте права детей на их ошибки.

 До тех пор, пока есть вера в добро, в человека, есть воспитание.

 Ребенок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.

 Нельзя говорить детям только про их недостатки.

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у малыша умение подчиняться общим правилом, ориентироваться на социальные нормы. К старшему дошкольному (к 5-6 годам) у детей должны быть  следующие коммуникативные умения:

- слушать и слышать другого;

- участвовать в свободной беседе;

- быть внимательным к самому себе и к окружающим;

- понимать чувства и настроения другого;

- осмысливать свои поступки и поступки другого.

 

Советуем провести с детьми несколько игр для понимания общения.

 

«Маски» - детям и себе даем задание: выразить мимикой радость, удивление, боль, горе, страх и др. И оценить получилась ли «маска».

«Опиши друга» - два ребенка (или ребенок и взрослый) становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Кто оказался более точным при описании другого.

«Интонация» - повторить предложение с разной интонацией: радостно, грустно, зло, весело, равнодушно и т.д.

«Если бы я был волшебником…» - проигрывание придуманных рассказов или сказок-миниатюр.

 

«Секреты общения»

Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

 

Желаем успехов и взаимопонимания!

 

Если у Вас есть вопросы или сомнения по воспитанию детей дошкольного возраста, нужна  консультация? Вы можете обратиться по адресу _________________________________________